Вступительная статья Веры Гессе (Громовой)
«Я хотела создать ДОМ и показать молодым, что и в этой стране можно быть порядочными людьми, можно дружить и помогать друг другу, можно любить и держаться друг за друга…И я такой ДОМ создала» . Н. В. Гессе, Чикаго, США
Н. Салтейская (Маргулис)
О газете Русская Мысль, где эта статья НВ была опубликована.
Трудно воссоздать в памяти, на каком году нашей десятилетней дружбы и бессчетных бесед ЭнВэ впервые упомянула русскоязычную парижскую газету «Русская мысль». Скорее всего, это произошло в тот момент, когда НВ под руку попалась вырезка с «Пропущенными строками», опубликованными именно в этой газете. Нанеся ей очередной визит, я и была ознакомлена с текстом, который Вам предстоит прочесть.
Публикация относится ко времени, когда газетой руководила Ирина Иловайская-Альберти, издатель газеты, с которой, как оказалось, у Н.В. существует личное знакомство. В моей памяти чётко зафиксировалась очень «высокая» характеристика, данная Н.В. этой даме как редактору, полиглоту, классической русской интеллигентке. Именно она подвигла ЭнВэ на написание «Пропущенных строк» и впоследствии неоднократно просила её писать для «Русской мысли». Между ними существовала переписка по поводу этой публикации, но они обменялись и ещё рядом писем, отрывки из которых Н.В. мне зачитывала.
Мне думается, что предпослать статье Н.В. краткую информацию о старейшей газете русского зарубежья, будет отнюдь не лишним и полезным.
«Русская Мысль» – ежемесячное литературно-политическое издание, одно из самых значительных явлений научной, философской, общественной и художественной жизни русского зарубежья.
В этом году Р.М. отмечает свое 125-летие. Правда, в формате газеты «Русская мысль» издавалась на русском языке во Франции с 1947 года, но его предтечей был журнал «Русская мысль», выходивший с 1880 года.
Газетой руководили княгиня Зинаида Шаховская (с 1968 по 1978 год), Ирина Иловайская-Альберти (с 1978 по 2000 год), Ирина Кривова (с 2000 по 2006 год), Андрей Гульцев (с 2002 по 2008 год). В 2011 году изданию возвращён исторический формат журнала. Современное издание наследует традиции журнала, заложенные основателем Вуколом Михайловичем Лавровым.
Именно в те годы, когда главным редактором была И. Иловайская-Альберти, газета из эмигрантского издания превратилась в широко известный в мире (прежде всего в России) еженедельник. С «Русской мыслью» стали считаться ведущие мировые политики, социологи, религиозные деятели, культурологи.
И пришлись они на последние 20 лет жизни этой незаурядной женщины, родившейся в 1924 г. в Белграде, в семье, покинувшей Россию в годы революции. Ирина свободно говорила и читала на русском, сербском, итальянском, французском, английском, немецком, испанском, чешском и греческом языках.
В течение нескольких лет Иловайская-Альберти вела передачи на «радио «Свобода». Была одним из ближайших сотрудников и в течение 3-х лет секретарём А.И. Солженицына в Вермонте, США. В Россию ей удалось впервые приехать в 1991 году. Умерла И. Иловайская в 2000 году, в Германии, похоронена недалеко от Рима, рядом с мужем – дипломатом и сыном- художником
В статьях в «Русской мысли» именно Иловайская-Альберти первой стала употреблять словосочетание «новый русский» в его теперешнем основном значении. Создано по аналогии со словом нувориш – нувору́с (фр. nouveau riche – новый богач, nouveau russe – новый русский),
В настоящее время журнал распространяется в основных центрах русскоязычной диаспоры – Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Финляндии и других странах и является единственным общеевропейским русскоязычным журналом, представляющим собой важнейший информационный источник для наших соотечественников за рубежом.
На ее страницах выступали блестящие таланты России – замечательные писатели, философы, историки, художники, публицисты, чьи имена навсегда останутся в истории русской и мировой культуры: Иван Бунин, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Андрей Сахаров, Михаил Коряков и многие другие. Они говорили правду о том, что происходит в Советском Союзе и в России. Она стояла на жестких антикоммунистических позициях, но никогда не была узкопартийной. Она всегда была близка к православной церкви, но никогда не была церковным изданием.
Еженедельник «Русская мысль» – газета одновременно русская, французская и общеевропейская. Она являет собой уникальную летопись жизни русской эмиграции на протяжении почти шести десятилетий. Прежде всего, она зеркало жизни русского Парижа, которая обычно остается тайной за семью печатями для живущих рядом французов. Это особый мир «загадочной славянской души», той самой России, которую, говоря словами поэта, ни «умом не понять», ни «аршином общим не измерить».
Историческая роль «Русской мысли» состояла в том, что на ее страницах в самые свинцовые для страны годы всегда звучало свободное русское слово. После падения тоталитарной системы газета видит свою миссию в том, чтобы содействовать становлению демократии и гражданского общества в России.